«Н.М. Пржевальский, умирая, просил, чтобы его похоронили на берегу озера Иссык-Куль. Умирающему Бог дал силы совершить еще один подвиг – подавить в себе чувство тоски по родной земле и отдать свою могилу пустыне. Такие люди…. во все века и во всех обществах, помимо ученых и государственных заслуг, имели еще громадное воспитательное значение. Один Пржевальский или один Стэнли стоят десятка учебных заведений и сотни хороших книг. Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, их фанатическая вера в христианскую цивилизацию… делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу. А где эта сила, перестав быть отвлеченным понятием, олицетворяется, одним или десятком живых людей, там и могучая школа».
Эти строки написаны в 1888 году через несколько дней после кончины Пржевальского еще совсем молодым писателем Антоном Павловичем Чеховым. Начинающий писатель и исследователь Центральной Азии никогда не встречались друг с другом и не сказали друг другу ни единого слова, но, узнав из газет о смерти ученого, Чехов не мог не отозваться на это трагическое событие. Он понимал значение таких людей для России, и оба они принадлежали к тому небольшому кругу людей, утоляющих тоску мира по подвигу и беззаветной преданности своему делу.
Далеко не каждому посчастливится встретить в жизни настоящего
человека, человека высшей пробы, носителя глубоких знаний и высоких
нравственных ценностей. Обязанность общества и первейшая задача государства — устроить общественную жизнь таким
образом, чтобы встреча эта обязательно состоялась и освещала светом добра всю последующую жизнь человека. Школа и есть
то место, где событие это должно произойти, ибо обойти школу нельзя и забыть её невозможно.
Школа не должна быть только «фабрикой знаний» и местом, где проводятся «душеспасительные» мероприятия.
И не результаты ЕГЭ являются главной её проблемой. В нашей Российской школе много бед, но самая острая –
неутоленный голод на людей подвига, веры и ясно сознанной цели, способных стать для учеников нравственным примером
и мерилом их поступков. Созидание нового человека –главная задача школы. Решить эту задачу можно только насытив
школу людьми высшей пробы, такими, как Пржевальский, Чехов и тысячи других, верой и правдой служащих Отечеству.
«…Подвижники нужны, как солнце», — так сказал Чехов. Это сказано о Пржевальском.
Это сказано и о Российской школе.