Перед тем, как начнется рассказ о наших бывших учениках и учителях, мы хотим познакомить вас с теми, кто очень много сделал для школы: с Владимиром Николаевичем Каштановым, проработавшим в школе почти четверть века, вырастившим множество архитекторов и художников.; с Юрием Шубиным, пережившим блокаду мальчиком, для которого в самое суровое время Родина сделала все, что могла и, который своею судьбою показал необходимость существования таких школ, как наша. И о нашем бывшем ученике, преподавателе и солдате Красной армии, с очень непростой военной судьбой,
Александре Иосифовиче Кундине.
1949 год…
Их было много…
Маленьких и почти взрослых. Они накатывали на стены школы как волны и, пробыв в ней несколько лет, уходили. Кто-то продолжал учиться дальше, а кто-то исчезал бесследно, унося с собою воспоминания о безмятежных годах, наполненных надеждами и мечтами.
Это маленькое братство, разношерстное и мечтательное, создавало не только себя, но почти бессознательно, выполняло одну важную и нужную работу – в своем кипящем водовороте оно находило и выталкивало наверх тех, для кого искусство было целью и смыслом жизни, и главное, обретением самого себя. Были ли они одареннее других, сидевших рядом с ними на старых поскрипывающих стульях и табуретах, и с тем же усердием что и они, рисовавших простенький натюрморт? В толще спрессованных событиями лет, в шуме ушедших голосов, в тех немногих, чудом сохранившихся рисунках, мы не отыщем ответа на этот вопрос. И те и другие жили и живут той жизнью, к которой стремились, той, что была им уготована судьбой. Но в тех, кто пошел по дороге искусства, ярче горел его призывный огонь, и их путеводная звезда никогда не скрывалась за облаками.
Рядом с ними были их учителя. Учитель и ученик…
В изобразительном искусстве, при счастливом совпадении их общего понимания мира, учитель и ученик представляют собою некое неразрывное единство. Они вместе, и каждый раз заново постигают науку, в которой нет твердо выраженных закономерностей, в которой законы, по которым создается произведение, создаются одновременно с произведением, вытекают из него и умирают в нем. Перед учеником и учителем стоит вечная проблема – создание вечно нового. Личная творческая жизнь художника с трудом уживается с преподавательской работой, и ему необходимо обладать многими взаимоисключающими качествами, чтобы осмелиться учить других. Возможно и поэтому они так часто покидали школу. Некоторые из них возвращались и вновь, забывая о себе, погружались в обманчивую безмятежность школьной жизни. Но они знали: здесь, под внешним спокойствием размеренной работы, в тишине мастерской, нарушаемой лишь шорохом бумаги, происходит чудо – рождение художника. Без веры в это чудо быть преподавателем невозможно.
На наших страницах они будут вместе – ученики и учителя. Не обо всех мы можем рассказать, не все судьбы нам известны. Но мы твердо знаем, что наступит час и дрогнет сердце наших бывших учеников при воспоминании о школе и о тех годах, когда гипсовое яблоко на орнаменте казалось ярче и сочнее, чем живое.