Детские рисунки из архива школы

Начало ХХ века

Эти беззаботные строчки из стишка забытого поэта Ивана Косякова появились на свет в 1912 году.
Ничто не предвещало беды, и жизнь была полна надежд и упований.

Вот такими они были в те годы – наши первые ученики – нижегородские гимназисты и лицеисты. Они родились в самом начале XX века в древнем городе на берегах Волги в огромной России. Они еще не знают какие тяжкие испытания ожидают их Родину и их самих. Им еще только предстоит пережить тяготы Первой Мировой, ужас и сумятицу душ в гражданскую, суровые двадцатые. Им надо уцелеть в жестокие тридцатые…Уцелеть, чтобы ценой своей еще молодой жизни, выстоять и победить в самой кровавой и самой беспощадной войне. А тот, к кому судьба будет милостива, кто уцелеет и вернется с войны живым, будет тяжким трудом восстанавливать разоренную страну. Но он увидит парад Победы, улыбку Гагарина и обретение Веры.

Они родились под суровой русской звездой, и предчувствие испытаний ложится тенью на их лица.

Их младшие братья и сестры будут учиться уже в другой школе – советской, но они пройдут через те же испытания и будут принадлежать одному поколению – поколению мучеников и победителей. И все эти годы рядом с ними будет их учитель – великий труженик и замечательный человек Николай Павлович Попов.

Владимирское реальное училище. 1911 год.
г. Нижний Новгород

Н.П. Попов родился в городе Ряжске Рязанской губернии в 1873 году. Первоначальное художественное образование получил в специальном академическом художественном училище в Пензе, получив по окончании его звание «профессионального рисовальщика». Один год преподавал в высшем начальном училище в Ряжске. В 1908 году Министерством Народного Просвещения назначен преподавателем рисования в Нижегородское Правительственное реальное училище. Достаточно полное представление о творческом методе преподавательской работы Н.П. Попова можно получить из его докладной записки «Педагогическая деятельность и другие сведения учителя рисования Нижегородского Правительственного училища Николая Павловича Попова».

Фёдор Сыромятников. (1910 ?)

«С первых лет моей службы в реальном училище я, не упуская установлений программы реального училища, поменял весь ход учебных занятий по рисованию, то есть мною составлена программа по новому, так называемому, натуральному методу. Кроме обычных рисунков с гипса мною были введены акварельные работы, лепка, рисование цветными карандашами иллюстраций…Помимо этого, главным образом, обратил внимание на профессиональную сторону программ, то есть подготовляя реалистов к высшим специальным заведениям, я всегда держался и держусь реального метода…» Не ограничиваясь работой в реальном училище, Н.П. Попов в 1910 году организовал «Художественные курсы» с трехлетним циклом обучения. В 1914 году он создает «Художественно – педагогические курсы для учителей начальной школы» Будучи активным членом Нижегородского Общества Любителей Художеств, Н.П. Попов в 1911году был направлен в Петроград на Всероссийский Съезд художников. Он никогда не оставлял своей творческой работы и был участником выставок, проводимых Обществом Любителей Художеств, но главным своим делом считал преподавание.

Фёдор Новиков. 1913-1914 уч. год.

Как и всякий выдающийся человек, он всегда выходил за рамки своего дела, и делал больше того, что необходимо для своего благополучия. Будучи преподавателем реального училища, он постоянно устраивал поездки с учениками по России. Вот описание некоторых из них. В 1912 году, в Рождественские каникулы, он отправляется с учениками в Москву на 10 дней. Кремлевские дворцы и соборы, Храм Христа Спасителя, Василий Блаженный, Третьяковка, Румянцевский и Исторический музеи, выставка «Союза русских художников», улицы и переулки древней столицы, митрополичье Богослужение в Храме Христа Спасителя… Везде надобно успеть, все осмотреть, всему поклониться.

В следующем году поездка на Север. Вместе с художником А.В. Соколовым и помощником классных наставников, Н. Попов отправляется пароходом в Ярославль. С ним 17 учеников. Затем по железной дороге до Вологды. Из Вологды до Архангельска. На пароходе по Белому морю они плывут до норвежского города Верде в Трифоно-Печенгский монастырь. Возвращение в Россию через Финляндию… Дворцы и музеи Петербурга… И снова Москва!

Макарьевский монастырь. 1902г.

В мае 1914 года поездка в Макарьевский монастырь, Лысково и старинное село Исады. Приняты настоятельницей монастыря… Выполнено 200 рисунков. И вот они уже на стенах актового зала и ближних классов. А рядом еще сотни рисунков: карандаш, уголь, пастель по цветной бумаге, выжигание, металлопластика… Выставки пользовались успехом у нижегородцев. Посетителей бывало до двух тысяч.

Эскиз костюма к спектаклю «Снегурочка».
В. Высоцкий. 1916-1917 уч. год.

Жизнь реального училища
той поры была немыслима
без Попова. Он увлёк
рисованием многих.
На том маленьком пятачке
земли, что назывался
Покровской улицей,
находилось и здание
Дворянского собрания с
Бесплатными Воскресными рисовальными классами. Те, для кого рисование стало любимым занятием, бегали в рисовальные классы и знакомились с людьми, для которых искусство было неотъемлемой частью жизни.

В. Лебедев. 1913 уч. год.

Усилия Н.П. Попова не остались незамеченными. По результатам конкурса по рисованию среди реальных училищ России, проведенного в стенах Императорской Академии Художеств, рисунки Нижегородского Владимирского училища были признаны лучшими, а Н.П. Попов был награжден орденом.

Во все годы своей работы во Владимирском реальном училище, Николай Павлович на свои личные сбережения обустраивал рисовальный класс: покупал реквизит, материалы для детских работ, приобретал мольберты, рисовальные доски, шкафы. Часто это совершалось в долг. Небольшую помощь оказывало земство. В 1919 году, во время революции, представители новой власти взломали двери его класса и вывезли все оборудование во вновь открываемые Свободные Художественные Мастерские. Там,в художественных мастерских, затем в художественном училище и художественной школе, оно служило до начала Великой Отечественной войны и было сожжено в печах в лютую зиму 1941 года, спасая замерзающих раненых солдат в госпитале. Сожалел ли он об этом? Шла война и все должно было служить Победе.

Парад милиции на Благовещенской
(пл. Минина и Пожарского) площади.
Дунаев. 1923-1924 уч.год.

Как и многие русские люди, он не был вовлечен в политические события, потрясшие Россию в начале ХХ века. Попов принял революцию и продолжал работать с детьми — учил их рисовать. Он принадлежал к той части русского народа, что в годы любых испытаний сеет и убирает хлеб, строит дома и учит детей, к той части, что тяжкими усилиями добывает для других людей жизнь и в этой заботе обретает смысл своей.

Митинг на площади Свободы
Автор неизвестен.

В начале 20-х годов Н.П. Попов организовывает рисовальный кружок имени И.Е. Репина. Репин и Попов ведут переписку, обсуждая проблемы кружка. Репина чрезвычайно заинтересовала незаурядная личность нижегородца и его учеников. В одном из писем выдающийся русский художник пишет: «Страшно захотелось видеть музей и школу, и работы, и самих учеников, кстати – репинский кружок меня до невероятности восхищает: так все
лица приковывают, долго не

В порту. Автор неизвестен.

хочется расставаться – все
думается о каждом…»

За годы работы в реальном училище и советских школах Н.П. Попов вырастил много профессиональных художников. Его с благодарностью вспоминали ученики: маринист Е.А. Львов, первый председатель нижегородской организации СХ В.М. Соколов, Л.Г. Козин, Е.П. Ершевский.

Детские рисунки со столетней историей…

Они лежат передо мною на краю стола – мятые, с порванными краями, найденные на чердаке брошенного дома в Холодном переулке, дома, в котором он прожил всю свою жизнь. Они должны были погибнуть, исчезнуть, без вести пропасть во времени, но кто-то, чья власть безмерна, приказал им жить. Весточка из прошлого нашей школы.

Спасибо Вам, гимназистам, лицеистам и ученикам первых, праведных или неправедных, советских школ — не мне их судить.

Живое, горячее сердце в Холодном переулке…
«Журавлики – кораблики летят под небесами…»

В. Колесников

Рисунки учеников Н.П. Попова
1910-1929 г.